Научитесь управлять собой!

хор настр

КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ СЕБЯ?

Как часто мы удивляемся сами себе, не понимая, что руководило нами в момент совершения неадекватного поступка

Например: с вечера в веселой компании за бокалом коньяка, Антон решил показать широту своей натуры и дал в долг своему приятелю приличную сумму. Днем на следующий день он опомнился: через два дня надо оплачивать кредит и не хватает именно той суммы, которую он вчера дал другу. Антон проклинает себя и удивляется: « Как я мог такое сделать?».

Сергей пришел с работы и узнал, что жена не сдала его куртку в химчистку. Разразился ужасный скандал. Сергей наговорил жене массу грубостей, получив то же самое в ответ. Три дня они не разговаривали. Когда страсти улеглись и они помирились, то вместе удивлялись, что из-за такой мелочи чуть не дошло до развода.

Что руководит людьми, когда они ведут себя таким образом, что на следующий день становится стыдно за самого себя.

В Трансактном психоанализе рассматривают у человека 3 различных эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Причем одно эго-состояние не ведает, что творит другое эго-состояние. Это как разные личности внутри нас.

Очевидно, с вечера Антон был в состоянии беззаботного Ребенка (эго-состояния принято писать с большой буквы). Поэтому он отдал деньги другу. На следующий день в эго-состоянии Взрослого он реально оценил свою финансовую ситуацию и пришел в ужас.

Сергей, ругая жену, был в состоянии Родителя. Это эго-состояния предполагает строгость и контроль. Поэтому его называют Контролирующим Родителем.

Если вы научитесь различать у себя и других когда в каком эго-состоянии вы находитесь, то в дальнейшем сможете лучше понимать себя, вовремя останавливаться и осознавать свои действия.

 

НАШИ  ЭГО-СОСТОЯНИЯ.

Основателем трансактного анализа является Эрик Берн. Свою теорию он создал в пятидесятые годы прошлого столетия. В то время широкое распространение имела психоаналитическая теория Фрейда. Язык психологов был очень сложен и непонятен простым людям. Да и психотерапия длилась годами. Эрик Берн задался целью упростить и ускорить лечение. Создавая свою теорию, он сделал её простой и понятной для всех людей. Главное в его теории – это понятие об эго-состояниях. 

РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ И ДИТЯ

В начале своей работы по созданию трансактного анализа Берн отмечал, что когда мы наблюдаем за каким-либо человеком, то он, его голос могут меняться на наших глазах. Одновременно меняется все выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и телесные функции, которые могут повлечь прилив крови к лицу, сильное сердцебиение или учащенное дыхание. Это происходит с человеком потому, что меняется его эго-состояние.

Именно этот вопрос волновал Берна на заре развития трансактного анализа. Тридцатипятилетний адвокат, лечившийся у него, говорил: "Я на самом деле не адвокат. Я просто маленький мальчик". За стенами приемной психиатра он был действительно преуспевающим адвокатом, но в процессе лечения он чувствовал и вел себя подобно маленькому мальчику. Иногда он спрашивал: "Вы разговариваете с адвокатом или с маленьким мальчиком?" Как Берна, так и его пациента, заинтриговало появление этих двух реальных людей или состояний бытия, и они начали говорить о них как о "взрослом" и "дитя". Позднее с очевидностью проявилось еще одно состояние, отличавшееся как от "взрослого", так и от "дитя". Это был "родитель", поведение которого воспроизводило все то, что пациент, будучи маленьким мальчиком, видел и слышал от своих родителей. Переходы из одного состояния в другое можно наблюдать по манерам, внешнему виду, словам и жестам. 

Приведу пример из моей собственной практики 

Ко мне за помощью обратилась 37-летняя женщина, которая страдала от бессонницы и все возраставшей нервозности. 

В ходе первого часа лечения она неоднократно менялась. Её голос становится писклявым, она сутулилась. На мой вопрос, почему она сейчас такая, она ответила: «Я чувствую себя маленькой девочкой, которую никто не понимает». Но, когда она начинала рассказывать о своих детях, то её манеры и голос вдруг снова внезапно изменились. Она стала критичной и консервативной: "В конце концов, у родителей тоже есть права. Детям нужно указать их место". В течение одного часа эта мать преображалась в три различные личности: одна была маленьким ребенком, с преобладанием чувств, другая — деспотичным родителем, а третья — рассудительной, логичной, взрослой женщиной и матерью троих детей.

Длительные наблюдения Эрика Берна подтвердили предположение о том, что эти три состояния свойственны всем людям. В каждом человеке как бы сохраняется та маленькая личность, какой он был в свои три года. В нем присутствуют также и его собственные родители. Они представлены в мозгу записями реальных переживаний тех внутренних и внешних событий, наиболее значительные из которых произошли в течение первых пяти лет жизни. Существует и третье состояние, отличающееся от этих двух. Первые два состояния названы Родитель и Дитя, а третье — Взрослый.

Эти состояния не роли, а психологические реальности. Берн указывает, что Родитель, Взрослый и Ребенок — не абстрактные понятия, а феноменологические реальности.

Если вы будете внимательны, то сможете отследить эти Эго-состояния у себя и своих близких. Это первый шаг к более глубокому пониманию себя и тех психических процессов, которые происходят в людях.

Основными эго-состояниями, влияющими на наши глубинные внутренние процессы являются Эго-состояние Адаптивного Ребенка и Свободного Ребенка.Свободный Ребенок – это так сказать основной стержень Души каждого человека. Это наша уверенность в себе, свободолюбие, умение радоваться жизни, стремление к творчеству, познанию, развитию. Свободный Ребенок внутри нас ведет нас к достижению наших целей. Образно в медитациях эго-состояние Свободного Ребенка нам видится в виде света, образа Христа, маленького радующегося ребёнка, Богини-Матери, Девы Марии, Первозданной Женщины и других подобных образов, несущих нам Жизненную Силу. В жизни, в реальном мире, эго-состояние Свободного Внутреннего Ребёнка выражается словами : да, я смогу, у меня получится, я сделаю, я достигну, хорошо, здорово!!!

Когда у человека внутренние пространства Души, психики заполняет эго-состояние Свободного Ребенка – то человек обладает волей и устремленностью к жизни, к достижениям. Жизненная позиция такого человека: я – окей, ты – окей. Жизненный сценарий такого человека – выигрышный ( читайте в рубрике «Психология»).

Адаптивный Ребёнок – это наш внутренний тормоз. Можно сказать, что это мощно разросшиеся энергетические структуры, блокирующие потоки энергии Жизненной Силы. Это наше внутреннее Чудовище, Монстр, Паук – пожирающий нашу жизнь, наше здоровье и счастье. Как я уже раньше писала – это все приспособительные механизмы нашего эго, которое так пытается нас защитить от враждебного мира. Но на самом деле, эго так разрастается, что начинает убивать нашу жизнь. В психологии эта часть нашей психики, это эго-состояние именуется Адаптивным Ребенком. Эта часть очень вредит нам. Наша Душа знает это и показывает нам в нашей повседневной жизни, как её душит блокирующая энергия Адаптивного Ребёнка через боли, напряжения, слабость…. 

В медитациях, трансперсональных погружениях мы можем видеть образы темноты, туч, черного леса, болота, черного человека, мутной грязной воды. Это наша Душа демонстрирует как много в нас этого чудовища, которое перекрывает потоки Жизненной Силы. В жизни, в реальном мире очень хорошо проявляется наличие внутри Адаптивного Ребёнка. Мы выражаем это словами: нет, не могу, у меня не получится, мне страшно, я сделаю потом, я постараюсь, мешают обстоятельства.

Чем большие пространства в Душе человека занимает эго-состояние Адаптивного Ребёнка, тем хуже его жизнь. Такой человек неуверен в себе, он не имеет четких целей в жизни, у него не хватает воли, чтобы достичь чего-либо. Жизненная позиция такого человека: я – не окей, ты — окей;

Я – не окей, ты – не окей;

Жизненный сценарий такого человека проигрышный. В жизни нет радости и удовлетворения. 

Чем больше в нас Адаптивного Ребенка, тем меньше Свободного. Тем хуже жизнь, здоровье… 

Контролирующий Родитель – Когда вы чем-то озабочены, то вы напряжены. И вы в этот момент соединены со своим внутренним Контролирующим Родителем. А Контролирующий Родитель он умеет только одно – нападать, защищаться, оценивать, критиковать. Причем в этом состоянии у вас совершенно перекрыты потоки энергии. Вы не едины со Вселенскими энергиями. Вы отделены от них этим своим состоянием. Проблема современных людей именно в этом: большое напряжение, громадная потеря энергии – и никакой радости в жизни.

Как вы думаете, в каком мы эго-состоянии когда мы восхищаемся чем-то, удивляемся, радуемся?

В таком состоянии нет оценивания и критики. В этом состоянии – единство с миром. Вы воссоединены с потоками энергии. Это очень важное для нас состояние — оно исцеляет нашу жизнь! Исцеляет наше здоровье!

Вот и поразмышляйте теперь, как важно понимать в каком эго-состоянии
находишься. Понимая это, вы уже на шаг приближаетесь к осознанности.

Сделайте ещё шаг и научитесь изменять своё эго состояние. Когда вы в Контролирующем Родителе – осознайте это и постарайтесь перейти в состояние Свободного Ребёнка или Взрослого.