Жизненный сценарий

Жизненный сценарий


Известный психолог, основоположник Трансактного анализа, Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или "жизненных сценариев". Эти сценарии диктуют нам наши поступки, и наше поведение в целом. Берн определил "сценарий", как "бессознательный жизненный план", который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую структуру. Мы бессознательно действуем по плану, который для нас привычен, понятен и предсказуем, дает нам иллюзию "привычности", а значит контроля над ситуацией и безопасности. "Жизненные сценарии" — это наша подсознательная психологическая защита от всякого рода эмоциональных стрессов.  
Из этого следует, что даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они "кончат в психушке". Впоследствии один из них стал стационарным пациентом психиатрической лечебницы; другой стал психиатром.
Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Они обусловлены также иным подходом к проверке их на соответствие действительности, нежели тот, которым пользуются взрослые люди.
 
Сценарий подкрепляется родителями
 
Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.
 
Сценарий не сознается
 
Когда мы вырастаем, воспоминания о раннем детстве приоткрываются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, – несмотря на то, что мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.
 
Происхождение сценария 
 
Зачем мы принимаем в младенчестве такие всеобъемлющие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Чему они служат? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария.
 
(1) Сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который зачастую кажется ему враждебным и даже угрожающим для жизни.
 
(2) Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.
 
Ответ на враждебность мира
 
Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один. 
Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.
На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью.
В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.
Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования. 
Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: "Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались". 
По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что "Мама – человек ненадежный". Он может решить, что "людям доверять нельзя" или, возможно, "женщинам доверять нельзя". Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что "я зла на папу", а что "я зла на мужчин". 
Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, воображая, что он всемогущ или способен влиять на происходящее с помощью магии. Скажем, он чувствует, что Мама и Папа не ладят друг с другом. Он может решить, в особенности если он единственный ребенок в семье, что "в этом виноват я". Если родители дерутся между собой, он может решить, что в его задачу входит защищать одного родителя от другого.
Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что "со мной не все в порядке".
Маленькие дети с трудом отличают побуждения к действию от самих действий. Ребенок может чувствовать, что "убил бы этого сосунка, на которого все только и обращают внимание!" Для него это все равно, что сказать: "Я его убил". Далее он может заключить: "Я убийца, следовательно, я плохой и ужасный". Во взрослой жизни такой человек может испытывать смутное чувство вины за "преступление", которого он никогда не совершал.
 
Из книги  Йен Стюарт, Вэнн Джойнс
«ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ —
как мы пишем историю своей жизни» 
 
  
Считается, что уже к семи годам основа "жизненного сценария" написана. Это не означает, что он останется неизменным в течение всей жизни. Всё самое интересное только начинается. Человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
 Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности и проблемы, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, в чем же был корень проблем у родителей, какой жизненный сценарий они передали тебе. В процессе вашей жизни, вы неизбежно столкнетесь с теми же вопросами, которые не смогли решить ваши родители, и всё станет понятно само по себе, во всей сложности и запутанности. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и вообще старших поколений, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является индикатором того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет значимые фигуры своего прошлого.
Сценарий личности будет всегда основываться  на  трех вопросах, которые
касаются  личной  идентичности человека  и его судьбы:  кто  я?  Что я  здесь
делаю? Кто все эти другие?
Переживания могут привести личность к заключению:
Я  никчемный  человек.  Я  никогда  ничего  не  достигну.  Другие  люди
     уничтожат меня.
У меня хорошая голова. Я могу сделать все, что захочу.
Другие люди помогут мне.
Я тупица. Я никогда ничего не сделал по-настоящему хорошо.
Другие люди знают, что нужно делать. 
 
ВЫИГРЫВАЮЩИЕ
 
Каждый рождается способным выигрывать в жизни.
Каждый имеет свои индивидуальные  возможности  —  способности  и ограничения.
Каждый может быть значительным,  думающим, осознающим и творческим человеком
 —  продуктивной личностью, Выигрывающим.
Редко кто является стопроцентным Выигрывающим или Проигрывающим. Каждый
из нас в чем-то Выигрывающий, а в чем-то Проигрывающий. Но возможность стать
Выигрывающим  увеличится, если  стремиться  к  этому. И те кто захотят могут научиться этому.
Выигрывающие  (Победители) имеют различные возможности.  Для них  самым
важным в  жизни являются не  достижения, а аутентичность  (возможность быть
собой). Аутентичная личность  реализует себя, познавая все новое и становясь
все  более  откровенной  и  отзывчивой.  Аутентичные  люди   реализуют  свою
неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
Аутентичные  личности   —  Выигрывающие   —   не  посвящают  свою  жизнь
фантазиям  о  том,  кем они могли  бы  быть;  являясь  самими  собою, они не
заносятся,  не высказывают претензий, не манипулируют другими.  Выигрывающие
умеют  раскрыть  себя,  а  не создавать  образы,  которые  нравятся  другим,
привлекают их или, наоборот,  вызывают у них раздражение. Они  понимают, что
существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и
поступать глупо, между  быть знающим и  изображать знающего. Выигрывающим не
нужно скрываться за маской.  Они отвергают нереальный образ себя, не  считая
себя  ни  самыми  лучшими,  ни  самыми  худшими.   Независимость  не  пугает
Выигрывающих.  Выигрывающие не теряют главное  —  веру в себя.
Хотя  Выигрывающие  могут  восхищаться  и уважать  других людей, они  никогда  не зависят от них.
Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в
обвинения.  Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.
Они не ссылаются  на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными
руководителями и знают это.
     Выигрывающие дорожат  своим временем. Они  не убивают его,  а живут  по
принципу  "здесь  и  теперь". 
     Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их,
не зацикливаются на  внутренних  противоречиях и  на  двойственных чувствах.
Являясь  аутентичными, они осознают,  когда  раздражены, и  могут  выслушать
другого, когда тот раздражен, могут  влиять на других и поддаваться влиянию,
способны любить и быть любимыми.
     Выигрывающие  умеют быть  непосредственными. У  них нет раз и  навсегда
предопределенного,  жесткого образа действий, и они могут менять свои планы,
когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к
жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от  природы,
пищи,  секса.  Без  чувства  ложной  скромности   они  радуются  собственным
достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.
     Хотя   Выигрывающие  могут   свободно  наслаждаться,  они  также  могут
откладывать  удовольствия, могут  дисциплинировать себя в  настоящем,  чтобы
усилить удовольствие в  будущем. Они  не боятся следовать своим желаниям, но
следуют  им  наиболее  адекватным  образом.  Выигрывающие  не  стремятся   к
безопасности  за счет  контроля  над  другими.  Они не  настраивают  себя на
неудачу.
     Выигрывающие  заботятся о  мире и о  людях,  они не отделены от главных
общественных  проблем,  а,  интересуясь  ими,  сопереживая  им,  борются  за
улучшение жизни.  Даже  перед  лицом национальных и  международных  бедствий
Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы
сделать мир лучше
 
 
ПРОИГРЫВАЮЩИЕ
     Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать,  они все-таки появляются на свет
беспомощными  и  полностью  зависящими  от  своего  окружения.  Выигрывающие
успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем
к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники)  —   нет. С какого-то момента
своей   жизни  они   начинают  избегать   появляющейся   ответственности  за
собственную жизнь.
     Как  уже  отмечалось,  мало  кто  является полностью  Выигрывающим  или
полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются  Выигрывающими  в одних
областях и  Проигрывающими в других. Кем является  человек, Выигрывающим или
Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.
     Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе,  плохое воспитание,
конфликты в  семье, грубость,  болезнь, длительные неприятности, травмирующие  события  являются  некоторыми  из  многих факторов,  которые  способствуют  формированию  Проигрывающих.  Эти  условия мешают,  сдерживают или останавливают нормальное  развитие  независимости  и самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети приучаются манипулировать собой и  другими. От этих способов манипулирования им  тяжело отказаться  в последующей жизни, и  часто они превращаются  в тип поведения.
       Выигрывающие  стремятся  избавиться   от  игр и манипулирования.  
                  Проигрывающие  наоборот, прикованы к ним.
     Некоторые   Проигрывающие  говорят  о  себе  как  о  преуспевающих,  но
тревожных, как  преуспевающих,  но попавших в ловушку или преуспевающих,  но
несчастных.
     Другие жалуются,  что они совершенно измучены,  безвольны, не  способны
стремиться к чему-либо, "полуживые" или до смерти скучные.  Проигрывающие не
могут осознать, что в  большинстве случаев они сами посадили себя в  клетку,
сами  роют  себе яму  и сами  себе  наскучили. Проигрывающие  редко живут  в
настоящем,  вместо  этого  они  уничтожают  настоящее,  сосредоточиваясь  на
воспоминаниях  о прошлом  или на ожиданиях будущего. Проигрывающие,  которые
живут  воспоминаниями,  пребывают в  старых  добрых  временах или в  прошлых
личных  несчастьях. Тоскуя по  прошлому, Проигрывающие  или цепляются за то,
как "могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную
судьбу. Проигрывающие жалеют себя  и перекладывают  ответственность  за свою
неудовлетворительную жизнь  на  других. Обвинение других  и  оправдание себя
являются частой ролью Проигрывающих.
 Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:
 
"Если бы только я женился на ком-нибудь другом…"
"Если бы только я имел другую работу…"
"Если бы только я окончил школу…"
"Если бы только я был красивым…"
"Если бы только мой супруг бросил пить…"
"Если бы только я родился богатым…"
"Если бы только я имел лучших родителей…"
    
Люди, которые живут  в будущем, могут мечтать  о каком-либо чуде, после
которого они смогут "зажить  счастливо". Вместо того  чтобы следовать  своей
собственной  жизни,  Проигрывающие  ждут  —  ждут волшебного спасения.  Какая
замечательная  жизнь начнется, когда: 
"Когда наконец явится  прекрасный принц
или идеальная женщина…" 
"Когда я кончу школу…"
"Когда вырастут дети…"
"Когда представится новая работа…"
"Когда босс умрет…"
 "Когда я разбогатею…"
    
В  противоположность  тем,  кто  живет с иллюзией  волшебного спасения,
некоторые  Проигрывающие  живут  со  страхом будущих  несчастий,  вызывая  в
воображении предвкушение того, что если:
 
"Что если я потеряю работу…"
"Что если я лишусь рассудка…"
"Что если что-нибудь упадет на меня…"
"Что если я сломаю ногу…"
"Что если я не понравлюсь им…"
"Что если я допущу ошибку…"
    
Непрерывно  концентрируясь  на  будущем, такие Проигрывающие испытывают
тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий  —
реальных  или  воображаемых  —  проверок,  уплаты счета,  любовной истории,
кризиса, болезни, отставки, погоды и  т.д.  Люди, слишком погруженные в свои
сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.
Они занимают голову мыслями, не  относящимися к делу в  текущий  момент.  Их
беспокойство искажает восприятие реальности.  Следовательно, такие люди сами
себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.
     Проигрывающие  неспособны  полностью  использовать   возможности  своих
ощущений, их восприятие неточно и  неполно. Они видят себя и других в кривом
зеркале.  Эффективное  использование  их   способностей  в   реальной  жизни
затруднено.
     Большую  часть  своего  времени Проигрывающие играют роли, притворяясь,
манипулируя, повторяя  старые роли своего детства; они расходуют  энергию на
сохранение  масок,  часто  пряча  свое настоящее  лицо.  Карен Хорни  пишет:
"Появление  ложной  самости  происходит  ценой  реальной  самости, последняя
презирается в лучшем случае как бедный родственник".  Для играющего роли
Проигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность.
     Проигрывающие  подавляют  свои  возможности   к   непосредственному   и
адекватному выражению  полного спектра  возможного поведения. Они  могут  не
подозревать  о   возможности  иного,   более   продуктивного,   наполненного
жизненного  пути.  Проигрывающие боятся оказаться в новых  обстоятельствах и
прежде  стремятся  сохранить  статус-кво,  повторяя  не  только  собственные
ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.
     Проигрывающие  избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают
в честные  и  откровенные отношения  с другими.  Вместо этого  Проигрывающие
пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали  в соответствии с их
ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто  направляются на то, чтобы  жить,
следуя ожиданиям других.
     Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности
не лучшим образом, направляя их  на рационализацию и интеллектуализацию. При
рационализации  Проигрывающие пытаются  придать своим  действиям благовидные
предлоги.  При  интеллектуализации  они  стремятся  засыпать  других  пустым
красноречием.    Поэтому   многие   их   возможности    остаются   скрытыми,
нереализованными   и  неосознанными.   Подобно   сказочной   Царевне-лягушке
Проигрывающие заколдованы и  живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не
самим собой. 
 
ПУТЬ К ВОССОЕДИНЕНИЮ С СИЛОЙ ДУШИ.
 
Каждый, кто прочитал мои посты о проигрывающих и выигрывающих, наверное задумался: «А я какой – проигрывающий или выигрывающий?»
Это очень полезный вопрос, потому что он помогает понять нам нужно ли нам изменяться и в каком именно направлении. Ведь человек, который не понимает себя, не понимает причин своих поступков, эмоций – просто плывет по течению, не являясь хозяином своей жизни. Как вы понимаете, он не станет выигрывающим. Наоборот – его удел кармический сценарий – наказание за неосознанность, за нежелание слушать голос Души и следовать предназначению.
     Личность,  которая  не  осознает  того,   как  она  поступает  или  что
чувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, такая личность мечется
между внутренними конфликтующими  силами. Эта личность не является целостной,  т.к. её интеллект,  эмоции,  ощущения  и  поведение стихийны, запутаны и не подчиняются своему хозяину. Личность, которая  начинает  лучше осознавать себя и изменяться к большей целостности, начинает слышать свои истинные потребности и понимать причины своих   эмоций, мыслей, поступков  духовно растет и воссоединяется со своей Внутренней Силой Души.
     Люди,   решившие   освободиться   от   черт   Проигрывающих   и   стать
Выигрывающими  постепенно все больше осознают  себя, находятся в реальности «Здесь и сейчас», обретают целостность и гармонию.. Через  осознание себя, своей целостности,  они откроют,  что  могут все  больше и  больше  полагаться  на  свои собственные
способности,  свободно  чувствовать  и  составлять  собственное  мнение. Они
продолжат открывать и обновлять себя.
       Для них жизнь станет заключаться  не в  том, чтобы получать больше,
                              а в том,   чтобы быть чем-то большим.
                    Выигрывающим  нравится быть полными жизни!
 
                                                    *         *          * 
 
ПРОЙДИ ТЕСТ – УЗНАЙ, КАКОЙ У ТЕБЯ СЦЕНАРИЙ:
     
   Тест:  Кто ты? Выигрывающий или Проигрывающий?